В древнегреческом пантеоне богов каждый был олицетворением, сил и явлений природы, и даже человеческие качества тоже имели своё отражение в этом пантеоне.
Так за ревность, а вместе с ней, за соперничество и зависть у них отвечал бог Зел, сын титана Палланта и океаниды Стикс. Об отце Палланте мало что известно, зато мать Стикс олицетворение первобытного ужаса и мрака, а также самой реки Стикс, водами которой клялись все олимпийские боги. Это река загробного царства, пересекая которую больше никто не возвращается обратно. Так же у Зела была сестра Ника, богиня победы, и два брата, Кратос бог власти и Бия бог мощи и насилия.
Если выписать в один рад качества этой семьи, получится вот такая характеристика:
мрак, ужас, мощь, насилие, власть, ревность, соперничество, зависть и победа.
Если обобщить все эти качества в одно, корнем всего этого, будет безоговорочная власть, стремление всецело овладевать.
В ближневосточной традиции за ревность вместе с такими качествами как вожделение, блуд, месть, ненависть и разрушение, отвечал демон Асмодей у иудеев, или Айшма-дэв у персов, составляющий верховную триаду зла.
Другими словами, бог ревности это всегда бог желающий владеть всем и любой ценой, даже если это ведёт к разрушению, и этого бога мы порождаем сами в своём сознании, питая его своей собственной психической энергией.
В буддийской психологии существует шесть состояний создания. Каждое из них впоследствии определяет миры, в которые попадёт душа после смерти. Среди них почти самое низкое, это страстное желание, оно погружает человека в мир претов (голодных духов), и характеризуется всё той же ревностью, завистью и злобой.
Страстное желание, в народе часто путают с Любовью, оттуда и пословица – ревнует, значит любит. Нельзя сказать и обратное. Любовь и ревность, очень часто идут рука об руку, они как ангел и демон, которые сражаются за нашу душу. Победа демона, затмевает разум и даёт волю нашим отрицательным эмоциям, которые мы изливаем на своего ближнего, или таим в сердце, отравляя злом свою душу.
Бог ревности, это демон который покровительствует нашему эгоизму, и оправдывает его всеми возможными способами, искажая наше виденье реальности и ненавидя тех, кто ему противоречит.
В этом случае ему могут противостоять только истинная Любовь, Принятие и Смирение. Не зря ревность обостряется там, где зарождается Любовь. Они противоположны по своей природе.
Любовь жертвует и принимает, а ревность только требует.
Таким образом, если мы начинаем любить, а наш эгоизм не готов принять всех её требований, ревность начинает проявляться как лакмусовая бумажка. Она всегда красноречиво свидетельствует о силе нашего эгоизма, и работа с ревностью это, прежде всего работа с эгоизмом.
Эгоизм – это концентрация на своем эго, то есть повышенное внимание к себе любимому и всякая ущербность во внимании или получении каких либо благ для своей персоны рассматривается как несправедливость. Чувство несправедливости порождает обиды, которые выражаются через ревность, зависть и злобу.
Ревность и зависть, суть одно и то же, за них отвечают одни и те же божества. Разница между ними в том, что завидуя мы держим обиду на того кто имеет больше нас, а ревнуя, мы обижаемся на того кто даёт другому больше чем нам, или просто больше «положенного» как нам кажется. Если человек говорит, что он завидует «белой» завистью, то подразумевает, что просто тоже хочет иметь те же блага.
Но тогда почему просто не сказать – я тоже хочу?
Он не может этого сказать, потому что чувства другие, это не просто желание иметь, это желание быть не хуже других, тех, кому он завидует. «Белая», это значит без злобы, которая часто сопровождает зависть, но эта злоба может быть направлена на себя.
Обида это наше субъективное переживание своей ущербности, которую мы воспринимаем как несправедливость. И тогда нами овладевает «праведный» гнев, за которым скрывается банальная злоба, желание отомстить, наказать, помешать, навредить и так далее. Это как бы наши методы для восстановления справедливости.
В этой ситуации трудно понять, что нами движет на самом деле. Бог ревности затмевает разум, и справедливость это его самая любимая уловка, ведь справедливость понятие относительное, и если человеческая гордыня занимает прочные позиции в его душе, «правда» будет всегда на его стороне.
Гордыня, одна из главных союзниц бога ревности, она живёт в каждом из нас, даже если человек с виду очень мягкий и податливый, в глубине души он может призирать своих обидчиков, и отомстить им в любой удобный для этого момент. Гордыня, это не просто упрямство, это нежелание принимать объективную реальность. Наша гордыня, упрямо старается приспособить мир под себя, делая наше эго центром мира, и мерилом справедливости. Оттуда и все заблуждения, заставляющие нас страдать от проблем, которые мы сами себе создаем. Прежде чем искать правду, мы должны решить вопрос гордыни и принятия.
Принятие и гордыня, это два взаимоисключающих понятия. Гордыня исключает возможность любого принятия, а принятие исключает любые компромиссы с гордыней. Это происходит по той простой причине, что принятие это объективное виденье реальности, а гордыня как уже было сказано выше, искажает реальность под свои субъективные интересы. Таким образом, если мы хотим искать правду, первым делом нужно справиться со своей гордыней, и принять правду, какой она есть, даже если она не в нашу пользу.
Что это нам даст?
Прежде всего, свободу. Свободу от бога ревности, зависти, обид и злобы. Подумайте сколько сил и энергии вы тратите, на это лживое божество, а главное, сколько боли и страдания вы терпите от иллюзий, которыми он вас кормит. Конечно бог ревности это аллегория, выдумка наших далёких предков, но эмоции и чувства, это реальность.
Принятие, это тоже задача не из легких, но научившись принимать, мы научимся жить, жить по настоящему, без иллюзий, любить мир и себя в этом мире, в мире, где больше не будет места страданиям, потому что мы сами будем решать за себя.
Подробнее о принятии здесь.
P. S. Не принимайте поспешных решений 😉