Вы можете представить себе жизнь без удовольствия?
Представьте себе пищу, без вкуса и запаха. Она не соленая, не сладкая, не кислая, не горькая, не острая, не ароматная. Никакая.
Жизнь без удовольствия, тоже никакая. Удовольствие и страдание, это два полюса нашей жизни, это переживания, помогающие нам ощутить эту жизнь. Они также являются и ориентирами, по которым мы измеряем качество своей жизни. Более того, именно они лежат в основе любой мотивации человека к действию, которую делят на два вида: мотивация достижения (удовольствие) и мотивация избегания (страдание). В любом случае удовольствие является главным ориентиром в жизни человека, оно как вознаграждение за правильный выбор и действия.
Если так, то зачем нам нужны аскезы? Почему все мудрецы видят великое благо в ограничениях, а ещё лучше в лишении себя всего, что нам доставляет удовольствие?
Возможно, здесь следует глубже разобраться, что именно хотят нам донести великие умы этого мира, и от всякого ли удовольствия они хотят нас оградить.
Само слово удовольствие созвучно со словом удовлетворение, что наилучшим образом отражает принцип удовольствия.
Удовольствие – это удовлетворение наших потребностей и желаний.
Потребности говорят сами за себя, это то, что необходимо для тех или иных целей. Есть биологические потребности (спать, есть, размножаться и так далее), есть психологические потребности (вера, самовыражение, уважение, любовь и прочие), есть социальные потребности (они в основном выражаются через пользу для социума) и возможны ещё некоторые, те, без которых человеку трудно вести полноценную жизнь.
Желания – это тоже своего рода потребности, но надуманные. Например, я хочу велосипед. Приобретение велосипеда действительно может удовлетворить многие из моих потребностей. Он может помочь мне в самовыражении (если это будет особенный велосипед), в поддержании здоровья, расширить возможности передвижения и так далее. Но этим потребностям есть масса альтернатив, и велосипед для этих целей не есть необходимостью, это один из вариантов который наш ум предпочёл другим, а потому именно велосипед стал желанием для удовлетворения этих потребностей.
Желание – можно определить как зацикленность нашего ума на одном единственном варианте, из множества возможных.
Таким образом, желания ограничивают наши возможности, и делают нас зависимыми от их выбора.
В Индии, желание относят к «Кама-маносу», что в переводе означает – «Разум желаний». Это одно из семи тел человека, из которых, как утверждают восточные учения, состоит человек. Эти тела имеют свою иерархию, по степени совершенства. Так следующим, а значит и более совершенным у нас является «Манос», что в переводе значит «Чистый разум». То есть, если смотреть путь нашей эволюции, то задача человека очистить разум от желаний. По-другому их ещё называют ум и разум.
Ум – это наш бортовой компьютер, который стремится всё изучить (память), просчитать (мышление), и держать под контролем (внимание). Именно он создаёт матрицу нашего сознания, некий шаблон, для быстрого и удобного распознавания явлений нашего мира.
Разум – это то, что позволяет нам смотреть на вещи шире, не ограничиваясь шаблонами нашего сознания. Например, одна из задач медитации распространенной на востоке, в том и заключается, чтобы остановить свой ум, неустанно стремящийся всё объяснить по своему, и услышать голос разума, позволяющий видеть мир более объективно.
В некоторой степени, желание можно отнести к потребностям познающего ума, есть даже такое распространённое выражение:
Если чего-то очень хочешь, сделай это, хотя бы для того чтобы понять что это тебе ненужно.
Ребёнок, познающий мир, очень хочет сам всё потрогать и попробовать на вкус. Подрастая, он начинает «прощупывать» свое окружение, ему на собственном опыте нужно убедиться, что за этот поступок его похвалят, а за этот накажут. Так наш пытливый ум, методом проб и ошибок постигает этот мир, и строит свою матрицу, которую мы называем сознанием. Всё что ново, для нашего ума, вызывает интерес или любопытство, а те в свою очередь порождают желание всё попробовать, мотивируя нас направить все свои действия именно в этом направлении.
В этом случае, желание больше похоже на обещание нашего ума, получить удовольствие, если мы удовлетворим его интересы. Интересы ума формируют наши ценности, а ценности определяют наши желания и цели.
Если сравнить желания взрослого человека с желаниями ребёнка, они будут очень сильно отличаться. Взрослый человек будет очень равнодушен к тем ценностям, которые для него были приоритетными в детстве. Ему не приходится уговаривать себя, отказаться от дорогих и красивых игрушек, они ему больше не интересны, потому что интересы уже другие, а значит и ценности уже не те, что были раньше.
Разница между взрослым человеком и ребёнком, в развитии сознания. Взрослый человек значительно лучше понимает бесполезность одних вещей, и пользу других. Если среднестатистического взрослого сравнивать с великими мудрецами, или теми, кого мы называем просветлёнными, даже самый взрослый человек может показаться ребёнком, заигравшимся в свои игры.
Продолжая аналогию между взрослыми и детьми, можно сказать, что отказ от игрушек, для ребёнка будет настоящей аскезой, а для взрослого нормой жизни. Подобным образом, для просветлённых людей, нормой жизни часто является то, что взрослый человек называет аскезой.
Можно ли сказать что взрослый человек, отказавшийся от игрушек, отказывает себе в удовольствии?
Тоже самое, можно сказать и по отношению к просветлённым. Они не отказывают себе в удовольствии, отказываясь от наших желаний, потому что их сознание значительно шире, и легко находит альтернативу нашим желаниям. Они знают значительно больше способов, как получить удовольствие от жизни.
Подводя итог, можно подчеркнуть то, что от удовольствия жизни не один мудрый человек не откажется, более того, их поиски направлены именно на удовольствие, только это удовольствие истинное, направленное на удовлетворение более важных вопросов для полноценной жизни. Например, в буддизме рассматривается концепция, где мир полон страдания. Избавление от этих страданий и есть основная цель буддизма. Для этого они и практикуют всякого рода медитации, йогу и аскезы. Это всё дисциплины, которые помогают осознать истинное благо на практике, то есть познать высшее удовольствие жизни.