Иногда складывается впечатление, что фантазии предшествуют идеям. Или другими словами, идеи это плод наших фантазий и воображения, который можно применить на практике. И действительно, многое из того что раньше было фантастикой, сегодня становится реальностью, при том что фантазии и идеи всё-таки имеют разную природу.
Само слово фантазия происходит от греческого слова – φαντασία, что дословно переводится как воображение. Воображение само по себе, в современном представлении, является более широким понятием, чем фантазия, или если быть точнее, фантазия это только одна из разновидностей воображения. То есть, воображение может иметь несколько функций. Например, мы можем реконструировать с помощью воображения то, что было в прошлом (память), или представлять с помощью всё того же воображения то, что может быть в будущем (планирование, моделирование, творчество). Фантазия это воображение того, чего в принципе быть не может, по крайней мере, на момент фантазирования. Если фантазию подкрепить сильным эмоциональным желанием воплотить её в жизнь, она становится мечтой, а когда для её осуществления находится реальная возможность, она становится уже целью или планом наших действий на будущее.
Идея происходит от греческого слова ἰδέα – вид, форма, прообраз. В философии чаще трактуется как умопостигаемый и вечный прообраз реальности.
Общая черта, которая объединяет фантазию и идею, это их отсутствие в нашей осязаемой реальности, а потому возможность их постижения или восприятия в нашем мире возможно только путём воображения, или умозаключений несвойственных современной парадигме. На этом их сходство заканчивается.
Идеи – это прообраз реальности, которую мы познаем с развитием сознания, то есть это некие формы которые существуют независимо от нашего понимания. К примеру элементарные частицы, ДНК, галактики, ультразвуки и многие другие явления этого мира недоступные человеческому восприятию существовало и до того как человек смог узнать о них с помощью своих сверхчувствительных приборов. То же самое и с идеями, мир живет по программе, некой закономерности, временно недоступной нашему пониманию. По мере расширения нашего сознания, приходит понимание закономерностей в этом мире, и тогда явления, раньше казавшиеся чудом, становятся обыденностью.
Фантазия – это способность нашего ума, создавать некие новые образы на основе предыдущего опыта. Например, совместив тело человека с лошадью, человек придумал кентавров, а совместив тело рыбы с телом человека русалок, и так дальше. Таким образом, фантазии могут способствовать творчеству, но практическое применение им как правило не находят, прежде всего из-за их не жизнеспособности.
Жизнеспособность – это главная отличительная черта фантазий от идей.
Идеи, это программы по которым функционирует наш мир, наша задача только понять как это работает, и двигаться к своим целям согласно этой программе. Например, авиаконструктор не станет рисовать красивый корабль с парусами и крыльями птицы, если его попросить спроектировать воздушный корабль. Он будет учитывать все законы физики: аэродинамику, законы притяжения, плотность воздушного пространства и так далее.
При этом фантазии действительно способствуют нахождению новых и новых идей. Здесь главной особенностью является эмоциональная составляющая наших фантазий, которая может превращать эти фантазии в мечты, или символы, аллегорическое выражение того что невозможно выразить современным языком. Так со временем, летучий корабль находит свое воплощение в авиалайнере, волшебное колечко в компасе, топоры-саморубы в бензопиле, яблочко на тарелочке в телевизоре и так далее.
Другими словами, фантазии мотивируют нас на поиск идей, давая возможность авансом оценить их возможности. При этом фантазии, не являются способом нахождения идей. Идеи как уже было сказано выше, не лежат в области нашего надуманного воображения. Идеи это область нашей реальности, а значит для них нужно не столько воображение сколько качественное восприятие. Идеи не выдумывают, их ищут, их постигают и внедряют в свою жизнь.
К сожалению, сходство в восприятии идей и фантазий создаёт нам определённые проблемы. Отличить фантазии нашего ума от восприятия реальности, неведомой нашему предыдущему опыту, достаточно сложно. Именно по этой причине, мы очень часто отбрасываем в сторону замечательные идеи. Их появление может быть преждевременным, так как наше сознание ещё не в силах оценить все возможности и перспективы, которые они перед нами раскрывают.
В последнее время для поиска новых креативных идей, всё чаще используют замечательный метод Алекса Осборна – «Мозговой штурм». Его особенность заключается в том, чтобы группа людей высказывала все свои мысли по поводу поставленной задачи. Во внимание принимается всё, даже самые безумные фантазии, главное чтобы они касались заданной темы. Все эти мысли выписываются на доске, а потом начинают обыгрываться, и те которые находят свое применение, определяют дальнейший план действий.
Этот метод, позволяет найти и использовать максимальное число идей, независимо от того, насколько невероятными они могут показаться на первый взгляд. Кроме того, он лишний раз доказывает, что любая даже самая невероятная фантазия, на самом деле может оказаться замечательной идеей, если её вовремя распознать, и найти ей применение в жизни.