Мы все хотим быть свободными, но редко задаём себе вопрос, а что такое свобода? И возможна ли она в принципе?
Свобода, миф или реальность?
Когда в приюте для несовершеннолетних детей моя коллега попросила помочь провести им тренинг на тему мирных взаимоотношений, отобрав для этого лидеров групп и самых активных детей с девиантным поведением, я предложил ей для начала заинтересовать их другой темой, которая будет интересна всем. Этой темой стала свобода. Тренинг был спонтанным. Мы просто сели в круг, задали тему, и аккуратно управляли групповой динамикой. Ответы на вопрос: «что такое свобода?», были вполне предсказуемы. Они выражались в стиле: «чтобы у нас всё было, и нам за это ничего не было».
Эти ответы на первый взгляд могут показаться логичными. Абсолютная свобода равна абсолютной вседозволенности, так как, свобода это отсутствие ограничений. Большинство из нас, возможно, тоже так думает.
Тогда возникает вопрос, а что такое ограничения?
В случае с приютом, это был хороший приём. В качестве ограничения, как пример, мы обсудили клей, которым дышали ребята для наркотического опьянения. После двух часового обсуждения этого вопроса, ребята сами неожиданно для себя, сделали вывод и заявили, что в приют их посадил клей. Приют не был их выбором, значит, клей лишил их свободы. Для детей подросткового возраста это был серьёзный инсайт. Они осознали, что вещи, к которым они стремятся, могут решать их судьбу вместо них.
В нашем случае хочется эту тему расширить. При внимательном изучении этого вопроса, мы убедимся, что сама жизнь это сплошное ограничение. То есть, если попробовать шаг за шагом убирать то, что нас ограничивает, в конце нам пройдется убрать саму жизнь. Например, любое желание, это тоже ограничение, мы зависимы от своих желаний, хотя бы потому, что именно они мотивируют нас к жизни и именно они диктуют нам, что делать. Они как бы решают за нас.
Всякое действие мотивировано желанием. Даже если мы делаем нечто «через не хочу», за этим тоже стоит желание, желание избежать конфликта или сделать что-нибудь приятное своему близкому человеку либо ещё что-нибудь тому подобное.
Иногда, создаётся впечатление, что желание это нечто неотделимое от нас. На первый взгляд похоже на то. С другой стороны, если мы сравним свои прошлые желания с нынешними, мы увидим, что они меняются, и меняются они в зависимости от ценностей общества, в котором мы живём.
Если так, то кому в этом случае, принадлежат наши желания? Нам, или обществу?
В психологии известен такой приём как псевдовыбор. Например, я спрашиваю вас, на который стул вы хотите присесть, предоставляя несколько вариантов, но при этом я не спрашиваю вас, собираетесь ли вы, вообще садится. Здесь я решаю за вас. При более широком и более внимательном рассмотрении почти все наши желания это псевдо выбор, навязанный нашим обществом.
По определению, свобода это возможность выбора (подробнее здесь). А если выбор в полной мере не возможен, возможна ли тогда сама свобода?
Свобода – это выбор. Сделав выбор, мы перестаем быть свободными.
Абай Садыков.
Степень свободы.
И так, если говорить об абсолютной свободе, мы неизбежно приходим либо к логической не состоятельности этого явления, либо к абсурду, который за этим следует.
Абсолютная свобода – это когда на всех перекрестках во все направления горит зелёный свет.
Стас Янковский.
Учитывая то, что абсолютная свобода это скорее иллюзия, чем реальность, говоря о свободе, мы больше учитываем степень свободы – насколько далеко нам позволено уйти в своём выборе. Например, уже во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года, свобода человека ограничивается свободой другого человека, и пределы этих ограничений определяются законом.
Вот где парадокс – ограничение свободы защищает нашу свободу.
Мы в Америке получили три неоценимых дара: свободу слова, свободу совести и – благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы ими пользоваться.
Марк Твен.
Здесь степень свободы определяет нашу нравственность и мораль. По Гегелю, нравственность и мораль отличаются своей природой. Нравственность – это внутренняя установка, мораль – это внешние правила, которым подчиняется человек. Интересно, что мораль чаще обязывает, но при этом становится ширмой для оправдания (буква закона). Для нравственности важна свобода личности и ответственность личности за свои действия (дух закона).
Свобода – это ответственность, вот почему все её так боятся.
Бернард Шоу.
Свобода и ответственность, тоже парочка заслуживающая наше внимание. В корне, слова ответственность, лежит слово ответ, то есть наше личное мнение или действие. Ответственность – это способность человека ответить миру на поставленные перед ним задачи, и принимать последствия своих действий. Степень ответственности определяет и степень свободы.
Мы живём в причинно-следственном мире. Если что-то где-то случилось, значит, этому есть причина. Здесь мы свободны выбирать кем быть, причиной всего, что происходит в нашей жизни или следствием, и этот выбор, прежде всего, зависит от доверия к самому себе. Если человек не верит в себя и свои возможности, он ищет другого, кому он отдаст свою свободу и переложит ответственность за себя, опираясь на нормы морали.
Суть свободы.
Почему мы так стремимся к свободе? Свобода освобождает нас от страданий. Если что-либо заставляет нас страдать, мы пытаемся от этого уйти, если что-то мешает от этого уйти, мы считаем себя невольниками. Выходит суть свободы, это способность избавляться от всего, что делает нас несчастными. Условно говоря, человек всегда стремится от плохого к хорошему (в его субъективном восприятии), и чем легче у него это получается, тем больше он считает себя свободным. Конечно, это тоже правило отсутствия ограничений, но не всех, а только тех, что мешают нам быть по-настоящему счастливыми.
Если счастье, сделать критерием свободы, его происхождение уже не имеет смысла, главное само переживание, ощущение или состояние. В этом мире по большому счёту вообще нет ничего нашего, нам остается только принимать или не принимать то, что объективно существовало, существует и будет существовать без нашей на то воли.
Здесь важно подчеркнуть критерий истинности счастья. Всем известны так называемые ложные ценности, такие как: деньги, слава, власть и другие им подобные. Почему это ложные ценности? Потому, что они никогда не делали человека по-настоящему счастливыми. Счастье это состояние, а не безделушка, которую можно купить или заказать. Если критерием счастья будет конкретный предмет, например большая сумма денег, получив эту сумму, мы будем счастливы, но не долго. Тогда мы захотим ещё больше, затем ещё, ещё и ещё. Здесь счастье как морковка на верёвочке перед носом у ослика, которую держит человек, оседлавший этого ослика. Аллегорически этим человеком, оседлавшим ослика, есть наши ложные ценности, а мы выступаем в роли ослика.
Счастье не в том, чтобы иметь деньги на черную икру, а в том, чтобы находить в ней вкус.
Андре Маруа.
Счастье определяется нашим отношением к тем или иным вещам, а отношение определяется нашими убеждениями и ценностями, которые формирует наше сознание. Выходит степень свободы, определяется не столько внешними сколько внутренними факторами.
Каждый может обрести свободу, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя.
Иоганн Вольфганг Гете.
Ограничение свободы.
Мы уже поняли что, абсолютная свобода это иллюзия, и она совсем не обязательна нам, для того что бы почувствовать себя свободными. В нашем мире относительности, свободу даже трудно отнести к объективным факторам. Например, Сенека был рабом, но это не помешало ему стать великим философом. Кроме того, Сенека утверждал, что он более свободен, чем его хозяева, которые зависимы от денег, положения в обществе и тому подобного. Мы также разобрались, что даёт нам ощущение свободы, и где искать его источник.
А где источник наших ограничений? Что заставляет нас в некоторых случаях отказывается от своей свободы, и терпеть при этом страдания?
Все способы заставить людей отказаться от свободы, строятся на страхе. Даже если изначально нам выстилают дорожку из «благих намерений», расчёт идёт на наш страх потом потерять все это.
Страх – это источник наших страданий и невежества, потому что в страхе, мы сами ограничиваем себя от возможности взглянуть на мир шире и сделать свой выбор (подробнее здесь).
Страх обладает огромной силой – он отбирает у вас свободу выбора. Сейчас вы позволяете страху решать за вас, а потом тот же самый страх опять заставит вас передумать. Не нужно ничего делать от страха.
Из кинофильма «Море внутри»
Главным противоядием страху есть объективные знания и опыт, или другими словами осознанные действия. Страх и свобода, антагонисты по своей природе. Если есть страх, свободе нет места, если побеждает смелость, чувство свободы наполнит нашу жизнь радостью и смыслом.
Все стремления людей, все побуждения к жизни, суть только стремления к увеличению свободы.
Л. Н. Толстой.
Главное что мы должны помнить, это то, что мы не можем, полностью избавится от зависимости. Мы всегда от чего ни будь зависим. Наша свобода в нашем выборе, в выборе о котором мы никогда не будем жалеть, а для этого наши взгляды должны быть максимально чисты и дальновидны.
Дополнительно о свободе здесь.
P. S. В каждой шутке, есть доля шутки 😉